[personal profile] azb1958
Дискуссия, возникшая на пустом месте в дружеском журнале, и гораздо более противное обсуждение той же темы тут, подвигли меня записать и собственную историю. Изумляясь причудам памяти, неспособной удержать вчерашние события, но щедро подбрасывающей подробности 40-летней давности.

     Что в Ленинградский Университет, гордо носящий имя мерзавца Жданова, евреев не берут, было общеизвестно; но приемные экзамены на физфак (и только туда) были в июле, на месяц раньше, чем во всех остальных местах, так что можно было попробовать поступить, вроде бы ничем не рискуя.
     Где-то к середине 10-го класса, когда я сообщил дома, что хочу попытаться, домашние меня убедили, что мне нужен репетитор по физике. Это был приятель дальнего родственника. Звали его, кажется, Леня, и работал он в циклотронной лаборатории при университете. Никакого отношения к приему он не имел, и помощи такого рода не обещал, но брал недорого и физику знал. Человек был необычный: он был грек, и не какой-нибудь одесский, а сын греческого графа-коммуниста, бежавшего от черных полковников в счастливую страну социализма. Говорил он по-русски с легким акцентом, но вполне прилично; а вот в реалиях нашей жизни разбирался не очень.
     Мы встретились с ним в первый раз, после чего он позвонил тому же родственнику и сказал, что ему со мной заниматься незачем, я и так поступлю без проблем. Ему что-то обьяснили, и хотя он явно не поверил, но заниматься согласился. Мы с ним встретились раз 7-8, после чего он пожелал мне успехов и велел не волноваться, все будет хорошо. И просил звонить, держать его в курсе.
     Экзаменов всего было 4: математика письменная, устная, физика устная и сочинение. На письменной математике я получил 4, возможно - заслуженно, не знаю. На городской олимпиаде в 10-м классе у меня был диплом 2-й степени, а эти задачи, кажется, не были особенно трудными, но в любом случае, четверки меня устраивали.

     Устную математику сдавали в аудитории человек на 20. Запускали нас туда партиями по несколько человек. Пока я ждал своей очереди, я заметил в толпе девочку из 30-й, кажется, школы, я видел ее пару раз на каких-то общегородских мероприятиях и внешне она мне очень нравилась. У нее была красивое, интеллигентное и необычное лицо, что-то в нем было восточное. Хотя может быть просто южный или украинский типаж.
     Когда подошла моя очередь, я вошел в аудиторию, взял со стола экзаменаторов билет и пошел на указанное место. Мы сидели за длинными столами по несколько человек, и я случайно оказался рядом с ней. Вопросы и задача были несложные, я быстро все написал и стал глядеть по сторонам.
     Экзаменаторов было шестеро, они принимали экзамены парами за тремя столами, стоявшими спереди, у доски. Внешне они мне понравились: все были молодые ребята, лет 30 плюс-минус 5, с живыми умными лицами. Двое или трое были с бородками, редкость в то время.
     Пока я писал свой билет, вызвали мою соседку. Она ушла отвечать, и через некоторое время вернулась с дополнительной задачей. Спустя пару минут я заметил, что она паникует, явно не может ее решить. Я поймал ее жалобный взгляд и слегка кивнул. Она положила листок со своей задачей слева от себя, так, чтобы я мог прочесть условие. Задача была очень несложная; я сделал вид, что дописываю свои билет, на обороте написал несколько строк и сдвинул направо, чтобы ей было видно. Она прочитала и тут же расписала подробно у себя, а я тем временем зачеркнул все это на своем листке. Она благодарно улыбнулась и пошла отвечать. Больше я ее в жизни не видел.

     Но решив ее задачку я совершенно успокоился. Вопросы простые, экзаменаторы симпатичные... слухи явно преувеличены. Потом вызвали отвечать меня. Принимали двое экзаменаторов, причем как раз те, что мне особенно внешне понравились. Ответы они выслушали, почти не задавая вопросов, про задачу тоже ничего не сказали, а сразу же перешли к дополнительным.
     Первую задачу я помню точно: дана окружность, в ней проведен диаметр, центр не указан. Еще дана произвольная точка на окружности, не являющаяся одним из концов диаметра. С помощью одной линейки, без циркуля, опустить перпендикуляр из точки на диаметр.
     Минут через 15 меня позвали отвечать; я попросил еще времени, меня не торопили. В конце концов меня позвали, убедились, что задача не решена, и дали следующую. К этому времени я уже был в панике и мне стало не до наблюдений. После второй задачи дали третью, с тем же результатом. Жаль, их условий я не запомнил. После третьей задачи экзаменатор вежливо, почти сочувственно, сказал: ну что ж, на билет вы ответили, но ни одной задачи не решили. Слабовато, тройка.
Выйдя из аудитории, я посмотрел на часы. Экзамен мой продолжался 3 часа.
     После экзамена я позвонил Лене и рассказал, как все прошло. Он искренне удивился и попросил дать ему задачи. Не решив сходу ни одной, он был явно обескуражен. По-видимому, после этого он с кем-то поговорил, потому что при следующем разговоре он мне обьяснил правила приемной комиссии. Чтобы поставить двойку, которую невозможно оспорить на апелляции, независимо от ответа на билет, абитуриент должен не решить три дополнительные задачи. Почему они не поставили мне двойку на математике - тайна. Загадочная славянская душа, не иначе.

     На физику я шел уже совсем с другим настроением. Аудитория была та же или похожая, экзаменаторы были те же самые, но организовано все было слегка иначе. После того, как я выбрал билет с вопросами по теории, мне предлагалось взять задачу. Задачи были разложены в 4 кучки: в первой - по механике, во второй - электричество и магнетизм, в третьей - термодинамика, оптика и пр. Мне указали на четвертую кучку.
     Задача была такая: на краю пропасти стоит пушка и стреляет под углом к горизонту. При какой ширине пропасти снаряд не ударится в противоположную стенку, если сила сопротивления воздуха пропорциональна скорости снаряда.
     Задача легко решается с помощью простого диффура; но как ее должен был решать школьник, не знавший диффуров, я не знаю до сих пор. Из соображений размерности можно вывести предположительный ответ, но с неизвестным коэффициентом.
     Дальше все шло по тому же сценарию, который я теперь понимал, с тремя дополнительными задачами. Помню одну из них: на улице лежит квадратное зеркало, отражая солнечный свет на стену дома. Нарисуйте форму зайчика, если солнце - не точечный, а круговой источник света. Она не сложная, а просто некорректная, и легко позволяет отвергнуть почти любой ответ как неправильный.
     Возможно, я так явно растерялся, что они расслабились и последнюю, третью, задачу дали попроще. Или мне просто повезло, но я ее полностью решил. И тут я поднял голову и увидел, что в аудитории остался я один и шестеро экзаменаторов. Они могли, конечно, дать еще одну задачу и покончить с этим разом. Но для приличия мне должны были бы дать хоть 5-10 минут подумать, все шестеро должны были бы ждать, а им явно этого не хотелось. Был хороший летний день, в окна аудитории светило солнце. Мне поставили еще одну тройку и отпустили. Этот экзамен продолжался ровно 4 часа.

     Потом было еще сочинение. Я написал его, получил тройку и сразу же забрал документы, не пытаясь оспаривать и не дожидаясь официального проходного балла. Секретарша физфаковской приемной комиссии совершенно не удивилась и тут же отдала мне папочку.
     Впоследствие у нас собралась целая компания поступавших на физфак. Удивительно, но я был, кажется, единственным, кто сдал все 4 экзамена и просто не прошел бы по конкурсу. Все остальные получали двойку на одном из устных. К знаниям это отношения не имело, там было 3-4 ребят точно сильнее меня и лучше подготовленных.

     Но, чтобы не хаять один только университет, вот история с моего вступительного экзамена по математике в Политех, куда вообще-то брали. Там было все проще, всего двое экзаменаторов, мужчина и женщина, а уровень задач и ответов соседей таков, что я совсем расслабился. Из двоих экзаменаторов я попал к женщине, и даже обрадовался, она выглядела симпатичней. Ах, какая у меня была зрительная память ! Не то, что лица, - до сих пор помню ее красное трикотажное платье с маленьким треугольным вырезом, и золотое украшение на цепочке. Вот только не могу понять, что же это было: крестиков тогда открыто не носили; с другой стороны, камня там точно не было. Оно было слегка вытянутое и изогнутое.. Может быть полумесяц ? Впрочем, сейчас это так же важно, как и все остальное в этой истории. Она выслушала мой ответ на билет, а затем дала задачу, с виду несложную:

     Внутри равнобедренного треугольника АВС с углами А = С = 50 градусов проведены прямые из вершин А и С под углами 20 и 30 градусов к АС сответственно, пересекающиеся в точке О. Найти угол ВОС.

     Когда я не смог ее решить за положенное время, она с издевательской интонацией сказала: ну что же вы, Борис Абрамович (или как там меня звали в то время), задачу для шестого класса решить не можете. Дала еще подумать, и потом еще раз повторила про задачу для шестого класса.

Мы больше никогда не встречались, Лариса Андреевна, но я не забыл и вас.

Date: 2013-12-12 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] larisaka.livejournal.com
В городе-герое Минске поступающим в несчастный Политехнический институт но на особенно модный в тот момент факультет по-моему робототехники некоторым упорным абитуриентам давали интересые задачи. У нас друг по фамилии Каган тоже свою задачу на всю жизнь запомнил и уже потом в Америке мы ее в интернете нашли, оказалась со всесоюзной Олимпиады. Интересно, что это уже попозже было, году в 83, что-ли. У меня другой вопрос: каким образом все знали, что вот сюда евреев не берут? Я не понимаю, вот этот факультет, например, в первый же год когда открылся - сразу все знали. Как? Еще и экзаменов туда не было, а уже знали.

Date: 2013-12-12 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Я потому и привел точно условия задач, мне за них не стыдно.

Откуда все знали - это понятно. Механизм, я полагаю, был такой: в каком-то году (1967 или 68, наверное) политика партии поменялась, в сторону пропорционального представительства разных национальностей. В этом году стали заваливать на приемных экзаменах. К след. году дети с соответствующими интересами уже знали. Что-то доходило от сотрудников университета, там же не все были мерзавцы. Плюс слухи / рассказы о тех, кто все же пытался, каждый год это знание подкрепляли.
Интереснее другое: а как узнали, что стали брать ? У нас есть знакомая семья с двумя девочками, лет на 10-15 нас младше. Они окончили одну ф-м школу в Питере, примерно с одинаковыми успехами, но с разницей в 5 лет. Старшая пошла в тех. вуз, потому что ничего больше ей не светило, а младшая легко поступила в университет. Я пытался узнать у нее, откуда стало известно, что берут, но внятного ответа не получил.

Date: 2013-12-12 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] zatakt.livejournal.com
это ж совсем как в книжке "Дорога уходит в даль", про ужасы дореволюционного антисемитизма.

Date: 2013-12-12 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Да, книжка хорошая, в детстве была очень любимой. Еще бы оттуда убрать все советские реверансы, которые ей пришлось вставить.

Насчет сходства - похоже, но не совсем. Все-таки советская система была гораздо лицемернее и подлее. Например, на матмехе ЛГУ была четкая процентная норма, очень простая - 1%, как и при проклятом царском режиме. С необычными, правда, правилами округления. Когда в 1974, кажется, году, прием уменьшили с 400 до 375 человек, квоту уменьшили с 4 до 3 евреев на курс. Ну, им, математикам, виднее.

Date: 2013-12-12 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] traveller2.livejournal.com
Спасибо, что написали!

Я хотел бы попробовать сделать сборник воспоминаний. Как это сделали математики.

Date: 2013-12-12 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Вам спасибо, это с Вашей и Юлиной подачи я и написал.

Еще попросил моего друга, который поступал в МФТИ, записать; вот его история: http://medovoy.livejournal.com/713.html

Впрочем, кто хочет знать, знает и так; уродцы будут всегда твердить свое; а абсолютному большинству это не нужно и не интересно. И вообще, грех нам жаловаться на советскую власть, могла бы и полоснуть.

Date: 2013-12-12 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
спасибо, что поставили в жж, я сейчас дам у себя ссылку.
Но я например, совершенно не помню условия задач в мифи - ни единой

Date: 2013-12-12 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Вам спасибо, сам бы я так и не собрался.

Зато вы в магазин, наверное, можете пойти без шпаргалки. Или даже запомнить чужой телефон :)

Date: 2013-12-12 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
нет, у меня память в последнее время дырявая. Телефонов не помню вообще, в магазин захожу по два раза - с пеpвой ходки забываю половину. Я по жизни женщина очень рассеяная :(

Date: 2013-12-12 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] ark-gleit.livejournal.com
Некоторое время назад и я об этом писал

http://ark-gleit.livejournal.com/16897.html

забавно, что в ответ на мою запись тот мой экзаменатор (а позднее - и зам.декана физмеха в Политехе) - прорезался и ответил, и произошел у нас вежливый (с моей стороны, т.к. человек он, очевидно, сильно немолодой), но сильно неприязненный диалог в комментариях.

А тут и я свою самую простую задачку вспомнил: В шар данного радиуса вписать цилиндр максимального объема. Мы таких тривиальных mini-max'ов в школе решили - вагон.Функция пишется в секунду, в следующую секунду находится максимум. А теперь будьте любезны (зная метод и ответ) ислонить это "элементарными" методами.

Date: 2013-12-12 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Как интересно, я совсем забыл про эту твою запись. Сейчас открыл, а там и мой комментарий был.

Полез дальше, в книгу, и таки вы будете смеяться: в числе задач, под #7, нашел упрощенный (!!!) вариант своей задачи с физфака, про окружность. (Перпендикуляр из точки на окружности опустить труднее, чем с вне.)

Date: 2013-12-15 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] clovis3.livejournal.com
Вообще говоря, можно попробовать и элементарно, хоть и с некоторыми допущениями. Ваша функция имеет примерный вид f(x) = - x (x-1) (x+1). Вопрос: как найти число b, 0 < b < 1, такое что многочлен f(x+b) не содержит линейного члена, а коэффициент при х^2 в нём отрицательный. Такое b можно найти элементарными методами, а потом объяснить, почему x=b даёт локальный максимум исходной функции.

Date: 2013-12-12 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] medovoy.livejournal.com
Интересно, я и понятия не имел, что у тебя были проблемы на экзаменах в Политех. Хотя и вправду, не зря же Гришка оказался "на тряпках" (для непосвященных, так у нас в народе именовалась специальность "электро-изоляционные материалы") и только впоследствии перевелся к нам на автоматику. Ему наверняка тоже есть, что рассказать...

Меня же Политех потряс до глубины души тем, как я там сдавал единственный экзамен по физике (благодаря школьной медали).
Это было что-то невероятное: взял билет, решил несложные задачи, пошел отвечать, ответил, получил несложную доп. задачу, решил, получил пятерку. Все вместе заняло, наверное, не больше часу. Вышел оттуда в полном обалдении, не понимая, что произошло. До сих пор не понимаю...
Edited Date: 2013-12-12 06:16 pm (UTC)

Date: 2013-12-12 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
В Политехе у нас на факультете, я думаю, не было жесткого фильтра. Они больше регулировали, чтобы в "хороших" группах был не слишком высокий процент.
То, что со мной случилось, - это, возможно, инициатива снизу. Высокий душевный порыв, так сказать. Иначе обьяснить задачу такого уровня (а она сложнее тех, что давали на физфаке), - невозможно.

Date: 2013-12-13 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] medovoy.livejournal.com
Вполне возможно. Помню я тебя той поры. Понятно, глядя на тебя закипало на душе у простого русского человека. Особенно если в профиль.
О, вспомнил подходящий термин, на днях использованный одним моим корреспондентом. Ярковыраженный ты был, вот кто. Так что пеняй на папу с мамой.

А я, дурак, после сданной со сказочной легкостью физики еще некоторое время укорял себя, что после МФТИ слишком перетрусил и не попробовал поступать на ФМФ или РФФ...
Edited Date: 2013-12-13 03:06 pm (UTC)

Date: 2013-12-13 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
И вправду жалко, что не попробовал. А то смог бы написать сейчас вторую серию своего поста, потом третий пост - про учебку, ну и так понемногу войти в большую литературу :)

Date: 2013-12-13 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] medovoy.livejournal.com
Не судьба, значить :(

Ладно, оставляю большую литературу вам с Гринькой.

Date: 2013-12-12 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lvich.livejournal.com
Почитал истории. Там про наш Политех рассказали интересно. Меня при сдаче физики(последний экзамен), до этого у меня было две тройки (математика и сочинение) - уже и не рассчитывал, как мне показалось спасло отчество. Слово Львович дама-экзаменатор произнесла раз пять или шесть, медленно, раздумывая, посматривая на мои трояки, и поставила пятерку, благодаря которой я и поступил. :))) А Вы говорите - фамилия.:)))

Date: 2013-12-12 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Что вы, что вы, какая фамилия ? Это история про слабую подготовку. Учиться надо лучше, вот и все.

Date: 2013-12-12 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lvich.livejournal.com
Фамилия простая, Кошелев. Задания на билет я сделал, и доп. задачу сделал. Просто раздумывала вслух при мне, какую оценку ставить:)))

Date: 2013-12-12 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ark-gleit.livejournal.com
Подумалось мне: А что это мы так заметно горячимся по поводу дел 40-летней давности?
Мы ведь и живем-то уже давным-давно в другой стране...
А потом подумалось: Потому-то (в значительной степени) мы и живем в другой стране.
И главное: Были мы тогда 16-летние пацаны (при всем нашем нетривиальом жизненном опыте), а давили нас взрослые дяди, некоторых - по нескольку на одного. И грозила нам - по результатам их действий - не много - не мало - советская армия.

Как в "Заповеднике": И помни, уголовное дело - это тебе не брюки с рантом. Уголовное дело шьется в пять минут.

Date: 2013-12-12 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Я вот и в тексте хотел вставить, что из всей той группы поступавших на физфак в России, насколько я знаю, не осталось никого.
И избавившись от этого тяжкого груза, ныне наука, культура и всяка прочая духовность взлетели на стратосферную высоту. А нам что остается ? - только злопыхать и завидовать.

Date: 2013-12-13 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Многие части Вашей истории абсолютно идентичны моей (физфак МГУ, 1979 г.). Не иначе как у них были какие-то всесоюзные курсы обмена опытом.

Date: 2013-12-13 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Чуть выше у моего друга есть ссылка на статью (http://arxiv.org/pdf/1110.1556v1.pdf), где собраны задачи, предлагавшиеся в МГУ. Я в ней нашел практически свою задачу, предложенную в ЛГУ. В совпадения такого рода я верю слабо. Интересно, как это происходило на деле: вряд ли у них были курсы повышения квалификации. Скорее уж через партком распространялись методические указания с грифом "для служебного пользования". А там - чего не сделаешь ради диссертации и доцентского места.

Date: 2013-12-15 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
боги, какой ужас. я избежала. но даже в 7м классе все уже знали что кто куда - А. - в мимо, папа дипломат, Б. - на литфак, папа союз чего-то, В. - вгик, конечно, шутите?, Г.- второй мед, етц


меня бы не взяли никуда кроме ленинского педа или иняза, и то если бы не в отказе. в отказ мы не влетели, уехали в середине 70х.

но все было определено. куда кому можно а куда не суйся..

Date: 2013-12-15 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Вы даже не представляете, Молли, скольких еще радостей вы избежали. Ведь было же еще распределение, были поиски работы..

Только сейчас стала ясна забота властей о нас: это все были прививки от ностальгии.

Действуют - зашибись.

Date: 2013-12-15 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
охх. я теперь немного представляю. с моим аутизмом мне бы наверное пришлось особо плохо. одна моя одноклассница с двойным 5м просто ужасно кончила. остальные как-то ничего, и в 90х конечно уехали.

но знаете, ужасное скажу. ностальгии по союзу конечно нет, никак нет. но жить там сейчас я бы не хотела намного сильнее чем при союзе. меня их реалии, при свободе и демократии вылезшие на воздух, пугают просто до дрожи.

Date: 2013-12-15 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Очень интересное замечание (про то, где хуже); я подумал, и понял, что нет, для меня жизнь в союзе отвратительнее. Это было болото лжи, лицемерия и двоемыслия; уж лучше откровенная мерзость, чем примерно та же, но под ковром.

За 15 лет после отъезда я был там дважды, и с каждым разом это было все более чужое. И все равно - лучше жизнь противная, но естественная, чем мягкая С. Корея.

Date: 2013-12-15 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
в принципе соглашаю но такая аллергия на эти морды.

и на то что они извергают. и на новое коричневое. и на их орлов триколоры и кресты.

бррр.

я надеюсь меня никто не придет тут бить за русофобию. хоть ее есть..

Date: 2013-12-15 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Тут - не будут; если уж меня земля носит... А в остальном согласен.

Знаете, нам досталось недолгое счастливое время в России, в 90-х, когда было хреново, но казалось, что все скоро будет по-человечески... Увы.

Date: 2013-12-16 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
да, наслышана.. я тогда россией не интересовалась да и вообще ничем кроме себя не интересовалась.... но потом рассказали.

слушайте а задачка по геометрии.

я ее так и не решила :( у меня получается как ее, матрица без решения, несингулярная, я забыла как называются такие матрицы.

Date: 2013-12-16 01:09 am (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Которая, про перпендикуляр ? Она решается в два шага:

1 - сначала надо научится опускать перпендикуляр из точки ВНЕ окружности. Соединяете ее с концами диаметра, получаете 2 точки пересечения с окружностью. Соединяете их крест-накрест с концами диаметра, это будут 2 высоты, через точку их пересечения проводите третью - вуаля.

2 - если у вас есть точка А на окружности, выбираете дополнительно более менее произвольную точку В вне (для удобства рисования, например, представьте ее несколько выше и левее, но все еще над окружностью). По п.1 опускаете из В перпендикуляр на диаметр и продолжаете до второго пересечения с окружностью. Получаете два симметричных пересечения окружности, скажем В1 и В2. Проводите прямую через А и В1 до пересечения с диаметром или его продолжением, скажем в С. Соединяете точки С и В2. Получаете вторую прямую В2-С, симметричную В1-С относительно диаметра. Она пересекает окружность в точке А1, зеркальной относительно А - соединяете их.

Писать дольше, чем рисовать, но все равно - правда, хорошая дополнительная задачка для экзамена ?

Date: 2013-12-16 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
мдя. нет, эту я не пробовла, я имела в виду про треугольники. там получается три уравнения с тремя неизвестными т.е. матрица, но она не?? черт, как это, забыла? орто?

в общем эти три уравнения не независимы, и решить угол я не могу. :(((

Date: 2013-12-16 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Я не помню наизусть ее решения. Сам я его тогда так и не нашел, это сделали с проклятиями два знакомых еврея -математика (с проклятиями, что я лишил их ночного сна этой задачей). Оно было чисто геометрическим, с какими-то доп. построениями, совершенно неочевидными. Формально оно и вправду доступно если не 6-, то 8-класснику. И ответ там получался какой-то кратный 5 или даже 10.
Я могу попробовать восстановить его со временем, но не сразу, завтра утром улетаю в Техас.
Если вспомню, я напишу.
Тригонометрически там можно, наверное, получить выражение длиной в строчку, но не это имелось в виду.

Date: 2013-12-16 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
спасибо... а то я расстроилась.. задачку-то с кругом вписанным в треугольник я решила сразу, какую-то еще из серии трэвеллера тоже, хоть попотела, ну и.. загордилась.

а с этой прямо коса на камень - по идее все просто, просчитать углы и сделать 4 уравнения с 4-мя неизвестными... но у меня не вышло! надо маме дать она у меня гейним....

Date: 2013-12-15 03:08 pm (UTC)
From: (Anonymous)

Задача №1 (на построение) красивая однако. Я минут 40 убил пока придумал :)

Date: 2013-12-15 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Тогда пробуйте следующую, она интереснее :)

Date: 2013-12-15 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
а я больше часу :(((

Date: 2013-12-15 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Фантастика ! Признайтесь, вы все-таки профессор математики, а медициной балуетесь как хобби ?

Ну, и если вам когда-нибудь понадобится рекомендация в ЛГУ, сами понимаете...

Date: 2013-12-15 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
не, я в математике ничтожество на уровне даже не матшколы. на уровне моего белого толстого кота Бейлиса.

но у меня таки да местный ПичДи по в общем по прикладной математике (что в общем показывает уровень местны докторантуров, ххе) . мой милый френд покойный Авзель помню очень удивился :-) .. но яблочная математика она не совсем математика а даже наоборот....

Date: 2013-12-15 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Кот Бейлис, это как ? - его обвиняют в ритуальном убийстве мышей ? Дело Бейлиса - 2 ? Проклятые котофобы !

Date: 2013-12-15 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
мехду прочим, я не в том посту ответила. задачка над которой я ломала голову но решила ( геометрию мы не брал в руки с 7го что ли класса или с 6-го?>??) - была не отсюда. я ее решала сдуру длинным методом, пытаясь доказать что площадь любого треугольника в который вписана окружность радиуса Р будет одинакова. ;-) но дотумкала, дурила.

котик Бейлис так назван Амигофрендом. до того он был Бэйли, англификация слова Белый, которое неспособен произнести мой муж, у него получается Бэйли.

он наверное умеет убивать, поскольку приблуден, но предпочитает "карсерву" причем имеет и там привередливость.

правда когда он приблудил, худой и ободранный с текущим глазом и без усов - предпочтений не имел. быстро ел и тут же рвал. но за пару месяцев успокоился раздался и запреивередничал. ради карсервы ( ТМ Стеллы Ивановой) и массажа ушей терпит щеночка. который его гоняет.

Date: 2013-12-16 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Да, я помню по Вашему прошлому ЖЖ, у Вас там зоопарк.

Date: 2013-12-16 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
а почему Вы не пришли в этот? хотите? он поспокойнее, без хуев....

Date: 2013-12-16 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Спасибо, я с удовольствием. Мне было неловко спрашивать, поскольку я очень редко комментирую.

Date: 2013-12-16 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
сей минут!

Date: 2013-12-15 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] inna68.livejournal.com
Прелесть какая!
У меня послабее, но и амбиции не те были. Экзамен по английскому при поступление на подготовительные курсы в МГУ. Пошла с подругой, у нее - статья из Мoscow News, у меня - неадаптированный Герман Мелвил (может, я Моби-Дик и не люблю с того времени ))) ).

Оф-топ. Мы с Вами когда-то говорили о сканирование фотографий/негативов. Мне сегодня почта принесла прекрасное. Я у себя поставила ссылки. Если интересно - воспользуйтесь, цены смешные.

Date: 2013-12-15 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] azb1958.livejournal.com
Мелвилл - это не слабо, я его и в переводе с трудом осилил. Но могли бы и Беофульфа дать, проверять так уж проверять..

За сканирование спасибо, я об этом совсем не забыл. Меня не цены удерживают; но страшно посылать невесть куда фотографии 50-100-летней давности, которые есть в одном экземпляре. Если бы можно было это сделать при мне, я бы давно собрался. Но спасибо в любом случае.
Page generated Jul. 28th, 2017 02:43 am
Powered by Dreamwidth Studios